— А кто эту рать-силу великую побил?

— А побил ее я, Росланя-богатырь,— голова отвечает.

— Да как же это так получилося? Силу-рать великую побил ты и тут же сам лежишь?

— А вот как это получилось,— отвечает голова.— У моего отца еще раньше был сильный бой с отцом царя Огненный Щит Пламенно Копье. Он побил моего отца. Я еще был млад. Но когда подрос, надумал убийце моего отца отомстить и захотел идти на Огненный Щит войной. Мне мой брат сказал так: «Не ходи ты на Огненный Щит войной. Хотя ты и здоров, но Огненный Щит тебя победит, потому — его никакой меч не берет. А если хочешь его победить, сперва съезди за тридевять земель на остров Буян. Там в погребе лежит меч-кладенец. Добудешь ты этот меч — тогда сможешь победить Огненный Щит». Я не стал долго думать, пустился на этот остров Буян, отыскал там погреб, раскидал его и добыл меч-кладенец. Взял я это оружие с радостью большой, думал — победа будет на моей стороне.

Подъехал я под город Щетин, затрубил в бранный рог. Как Огненный Щит узнал, в чем дело,— собрал войска и выступил сам против меня. Но я их всех положил на поле брани. Огненный Щит увидел, что все войско его побито, полетел стремглав на меня. Надеялся он, что его никакой булат не возьмет. Но я его ударил мечом, и он свалился с седла.

Тут слуги Огненного Щита заговорили:

— Ай да молодец! Приударь-ка еще разок, чтобы знал он своих да поминал наших!

Я взял да еще раз ударил. Как ударил,— получилось великое чудо: меч сам отскочил и отрубил мне голову. Тут я догадался, что ударять было не надобно. Подоспел тут мой брат Черномор, выхватил меч из моих рук и положил мне его под голову. Много проезжих богатырей хотели достать меч из-под моей головы. Но никому не уступил я этот меч. И сейчас он хранится под моей головой.

Рассказала все это голова Рослани-богатыря Еруслану и спросила его:

— А ты куда едешь? Еруслан Лазаревич сказал:

— Еду как раз к этому Огненному Щиту Пламенному Копью.

— А зачем ты едешь туда?

— На наш город напал князь Данило Белый, взял в плен отца, мать и всех богатырей и глаза им повыколол. Вот мне и сказали: надо ехать в Щетин-город, взять там воды и помазать ею глаза. Тогда мой отец, мать и богатыри все прозреют. Вот за этим-то я и еду.

— Нет, Еруслан Лазаревич, хоть ты едешь, но у тебя дело не выйдет.

— А почему?

— А потому, что этот Огненный Щит никогда добровольно ничего не дает. У него привычка силами меряться. Победишь ты — даст, не победишь — не даст. А победить ты его не в силах, потому — ему простой меч даже малой царапинки не сделает. Я тебе свой меч уступлю. Без этого меча никаким способом не одолеть тебе Огненного Щита. Но сослужи мне службу: когда убьешь его, вынь желчь, намажь ею мою шею, с головой сложи,— я восстану.

Еруслан Лазаревич дал Рослане-богатырю клятвенное обещание привезти живой воды, а также достать желчи Огненного Щита.

Голова Рослани-богатыря тут же с меча съехала, и Еруслан Лазаревич увидел этот драгоценный меч непобедимый. Взял меч Еруслан Лазаревич и поехал к городу Щетину.

Доехал он до границы, но тут его не хотели пропускать. Еруслан Лазаревич стал просить, чтобы до Огненного Щита его допустили. Как только слуги доложили своему царю о нем, царь во главе небольшого войска выехал сам к границе. Начали они переговариваться. Но как ни просил его Еруслан Лазаревич, не мог выпросить у него воды ни одной капли.

Не оставалось ничего делать Еруслану Лазаревичу, как сразиться с Огненным Щитом Пламенным Копьем. Поставили они друг против друга ретивых коней, погнали друг на друга. Как Еруслан Лазаревич ударил мечом, так у Огненного Щита глаза померкли и опустился он на землю замертво. А воины Огненного Щита Пламенного Копья сразу закричали:

— Ну-ка, молодец, ну-ка! Ударь его еще разок, чтобы знал своих, да поминал бы наших!

Но Еруслан Лазаревич вспомнил наставления Рослани-богатыря и сказал:

— Добры богатыри бьют раз, да горазд! И вложил меч свой в ножны.

Бросились на Еруслана Лазаревича воины, хотели победить его. Но пали все от его руки.

Видит Еруслан Лазаревич — препятствий ни с которой стороны нет, добыл желчь из Огненного Щита, а потом поехал в горы за живой водой. Зачерпнул склянку живой воды, закупорил покрепче, положил в свою сумку и поехал обратно в столицу князя Белого.

Приехал он к Росланевой голове, смазал ему шею желчью, подкатил к туловищу голову, сложил вплотную и опрыснул из пузырька живой водой. Росланя-богатырь стал дышать, а в скором времени поднялся на ноги. Поблагодарил он Еруслана Лазаревича за то, что сумел тот оживить его. А Еруслан Лазаревич поблагодарил его за меч-кладенец. Хотел он отдать этот меч Рослане, но Росланя в знак благодарности подарил этот меч Еруслану Лазаревичу. И поскакал на своем коне Еруслан Лазаревич в царство Данилы Белого.

Как приехал он, сразу пошел в темницу к узникам. Вошел в темницу, смазал всем глаза желчью и опрыскал их водой. В скором времени отец, мать и все богатыри прозрели. Тогда Еруслан предал смерти Данилу Белого за нарушение клятвы, а сам выехал в царство царя Вахрамея.

Предстал Еруслан Лазаревич перед царем Вахрамеем. Но царь был в большом смущении и заговорил так:

— Зачем, добрый богатырь, вы к нам прибыли в царство и как вы не подверглись опасности? Нам за городские ворота нельзя выйти.

— Почему же вам нельзя выйти за городские ворота? — спросил Еруслан Лазаревич.

— А потому,— сказал Вахрамей,— что напал на наше царство змей трехглавый и каждый день пожирает по три человека. Много у меня в царстве людей поел. Заперлись мы и никуда из города не выходим. И ожидает нас голодная смерть.

Спрашивает Еруслан Лазаревич:

— Где ж у вас находится этот змей? Где-нибудь его логовище есть?

— А на что вам понадобилось это логовище, добрый богатырь?

— Я хочу змея видеть и, может быть, осмелюсь с ним сразиться.

Царь Вахрамей обрадовался:

— Если бы вы убили змея, я бы вас полцарством наградил.

Выехал Еруслан Лазаревич за городские ворота, поехал прямо к озеру, которое отстояло от города в четырех верстах, и стал трубить в бранный рог. Услышало этот зов чудовище, показалось на поверхности озера, подплыло к берегу. А когда выскочило на берег, то конь Еруслана Лазаревича испугался и отпрянул в сторону. Еруслан Лазаревич натянул поводья, и конь с неохотой пошел змею навстречу. Стал подходить конь ближе, Еруслан Лазаревич выхватил свой меч-кладенец, бросился на змея и ударил его. Но змей от удара уклонился, схватил Еруслана Лазаревича зубами за ногу, стащил его с седла и потащил в озеро.

Велика была змеева сила, но Еруслана Лазаревича сила оказалась больше. Подскочил Еруслан Лазаревич на одной ноге, ухватил за змеевы челюсти обеими руками и растянул их так, что нога его освободилась, затем вскочил змею на спину, взмахнул своим мечом и хотел отрубить змею голову.

Тогда змей заговорил человеческим голосом и стал просить Еруслана Лазаревича, чтобы он не предавал его смерти и не отрубал ему голову. Но замахнулся мечом Еруслан Лазаревич и снова хотел отрубить ему голову. Тогда змей начал сулить Еруслану Лазаревичу разные подарки и даже драгоценный перстень, дороже которого нет в целом мире.

Приказал тогда Еруслан Лазаревич:

— Давай сперва подарок, а там и о тебе потолкуем! А сам со змея не слезает.

Змей нырнул с Ерусланом Лазаревичем прямо в озеро, и очутился Еруслан Лазаревич в гнезде змеевом. Достал змей великолепный перстень и предложил его Еруслану Лазаревичу.

Понравился Еруслану Лазаревичу этот драгоценный подарок, и приказал он змею вынести его на берег. А змей под Ерусланом Лазаревичем оказался уже смирнее легавой собаки, и что ни приказывал Еруслан Лазаревич, то он все делал.

В скором времени вынес он богатыря на берег. Вынес его на берег, а Еруслан Лазаревич стал змея спрашивать:

СТРАНИЦЫ:  123456