Русская народная сказка:
“Еруслан Лазаревич”

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жили-были двенадцать богатырей. Это будет не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба.

Так вот. Жили-были двенадцать богатырей. А из них был сильнее всех богатырь по прозванию Лазарь Лазаревич.

Когда минуло Лазарю Лазаревичу двадцать лет, то отец с матерью стали ему приискивать невесту. Но тут пошел у них такой спор: найдет Лазарь Лазаревич себе невесту — отцу с матерью не нравится; отец с матерью найдут — Лазарю Лазаревичу не покажется. Отказался Лазарь Лазаревич по этому случаю от женитьбы. И тут он стал проситься у отца с матерью по белу свету поездить, людей посмотреть и себя показать.

Ездил-ездил по разным странам и заехал в одно царство. И слышит в этом царстве сильный рев людей. Но когда приехал в этот город — рев уже удалился. Стал он спрашивать первых попавшихся людей: в чем здесь дело, об чем так сильно ревели.

Тут ему объяснили так: повели девицу на съедение змею. Вот об этой девице сильно и ревели.

Лазарь Лазаревич спросил:

— Почему эту девицу повели на съедение? Разве за какое преступленье?

— Нет, у нас повадился змей летать и пожирал каждые сутки шесть-семь человек. А тут со змеем сделали такой договор, чтобы каждые сутки давать ему по одному человеку. И вот жребий пал нынче на нее.

Пришпорил Лазарь Лазаревич коня и поскакал на то место, где находился огромный змей. А там стояла избушка, куда приводили людей на съедение. Заглянул Лазарь Лазаревич в эту избушку и видит — сидит девица-красавица с заплаканными глазами. Лазарь Лазаревич в избушку взошел, а девица-красавица его и не заметила.

Заговорил Лазарь Лазаревич:

— О чем ты, красная девица, плачешь?

Подняла глаза девица-красавица, увидела красивого богатыря и ответила так:

Как же мне не плакать, добрый молодец? Сейчас из озера громадный змей выйдет и меня съест. Уходи ты отсюда подобру-поздорову, а то он нас обоих съест. На меня хоть жребий пал, а ты совершенно невинно погибнешь. Но Лазарь Лазаревич сказал ей:

— Не плачь, красна девица! Не бойся. Будь только я жив, будешь и ты жива.

Подошел он к ней и попросил, чтобы она почесала ему голову и, как море запенится, чтобы разбудила его.

Стала она чесать ему голову, и Лазарь Лазаревич в самом коротком времени заснул богатырским сном. А девица-красавица смотрит на море и видит — запенилось море, заколыбалось. Испугалась она и начала будить Лазаря Лазаревича. Но как ни будила, богатырский сон не могла нарушить. И вдруг увидела змея, как он выходил на берег весь в пене. Залилась тогда девица горючими слезьми. И поток ее слез угодил как раз на бело лицо Лазаря Лазаревича. От горючих слез проснулся Лазарь Лазаревич и говорит:

— Ох, как ты долго меня не будила! Взглянул на девицу, а она уже в обмороке.

Змей же, когда увидал двух человек, заговорил человеческим голосом:

— Ага, видно, здесь люди стали богаче: вместо одного прислали двоих!

На это Лазарь Лазаревич сказал так:

— А что, ты думаешь нас съесть, что ли? Змей отвечает:

— Я не по двум едал, а по семи едал! Тогда Лазарь Лазаревич закричал:

— А теперь, пожалуй, и одним подавишься!

И со всей силой богатырской кинулся на змея, и завязалась у них сильная битва.

Сколько бились они — нам неведомо. Только как ни нападал змей на Лазаря Лазаревича — не мог он его одолеть. И вот стал змей совсем слабым, стал на Лазаря Лазаревича кидаться через силу. Заметил это Лазарь Лазаревич, собрал всю свою силу богатырскую и отсек мечом змею голову. Так змей и погиб в сильных судорогах.

Видит Лазарь Лазаревич — змей лежит бездыханный, обратно обернулся к девице-красавице. Но она все еще лежала в обмороке. Начал он ее водой опрыскивать. Девица-красавица стала приходить в себя. Видит — перед ней богатырь стоит. Спрашивает она Лазаря Лазаревича:

— Скажи, чудный богатырь, куда же змей девался? А Лазарь Лазаревич отвечает:

— Я тебе говорил, девица-красавица,— был бы я жив, будешь и ты жива. Гляди-ко — змей лежит бездыханный!

Как взглянула девица-красавица на змея, ужаснулась и заговорила:

— Милый мой богатырь, пойдем к моему папашеньке! Глаза мои не хотят глядеть на эдакую гадину!

Дошли они до первых попавшихся крестов на дороге. Лазарь Лазаревич стал сворачивать вправо. Тогда девица-красавица взмолилася:

— Что же ты, чудный богатырь, уходишь? Поедем к моему папаше. Оп тебя наградит, чем только ты пожелаешь.

Решился Лазарь Лазаревич ехать с девицей. И когда стали они подъезжать к ее дому, отец бросился им навстречу, стал дочь спрашивать:

— Что это, милая доченька? Разве змей, на наше счастье, не вышел сегодня?

— Нет, папенька, вышел змей, но вот нашелся этот богатырь и змея убил.

Отец стал звать Лазаря Лазаревича к себе, а когда сели за стол, стал угощать чем бог послал, как говорится. А после и спрашивает:

— Как благодарить вас, добрый богатырь, за спасенье нашей дочери?

Посмотрел Лазарь Лазаревич на девицу-красавицу и говорит:

— Дозвольте мне слово молвить, не прогневайтесь. Очень мне ваша дочь по нраву пришлась. Благословите нас на брак, коли перечить не будете.

Не стал отец Лазарю Лазаревичу перечить. Благословил его на брак со своей дочерью. И повез Лазарь Лазаревич молодую жену в дом к своим родителям.

Прожил Лазарь Лазаревич со своей супругой один год, и родился у них сынок. Дали ему имя Еруслан. Когда минуло Еруслану полтора года, на вид он казался взрослым мальчиком и был такой нравный, что коли мать не потрафит в чем ему,—разорвет в люльке шелковые пологи и шелковые шнурки на клочья.

Вырос Еруслан, стал на белый двор похаживать, с детьми боярскими, своими ровесниками, погуливать.

И такая беда с ним приключилась: кого за руку-возьмет — у того рука прочь, кого ладонью ударит — тот недвижим падет, а кого за голову схватит — тот без головы стоит. Л ровесники все были дети боярские.

Пошли тогда бояре к Лазарю Лазаревичу. Говорят ему:

— Мы пришли к тебе бить челом. Есть у тебя сынок Еруслан. Ходит он к нашим ребятам на белый двор играть. Да уж больно силен он: кого за руку возьмет — у того рука прочь, кого ладонью ударит — тот с ног валится, а кого за голову схватит — тот без головы стоит. Много у Еруслана силушки, много! Да только у нас от его силушки слезы льются. Просим тебя, учини ты такую милость, отошли его прочь отсюда.

Пришел Лазарь Лазаревич к жене. Жена его стала спрашивать:

— Что это, милый муж, с вами? Что-то вы очень кручинны.

— Как же мне не кручиниться, дорогая моя жена,— отвечает Лазарь Лазаревич,—у добрых людей родятся сынки в младости для утешения, под старость — на прокормление, а по смерти — на помин души. А нам мой сынок Еруслан доставляет только скорбь великую. Жалуются на него бояре, просят из дома отослать. Говорят — не гоже он с детьми боярскими поступает.

Говорил он так, а жена его плакала. И слышал Еруслан, как отец и матерь его проклинали свою судьбу.

Вот взошел он в их помещеньице, поклонился им до земли низко и сказал так:

— Дорогие мои родители, не браните меня и не ропщите на свою судьбу. Знаю я, что бояре на вас гнев держат. Я и сам своей силушке не рад. Видно, надобно мне по белу свету погулять, людей посмотреть, себя показать. Только надобны мне меч-кладенец да доспехи богатырские, а там можно и в путь-дороженьку отправляться.

СТРАНИЦЫ:  123456