— Станешь ли ты ходить в царство Вахрамея и пожирать людей?

— Нет, чудный богатырь, заклянусь какой хочешь клятвой, что ни до одного человека не дотронусь в царстве Вахрамеевом.

— А чем ты будешь тогда питаться? Змей отвечает:

— Буду кормиться одной только рыбой. Тут Еруслан Лазаревич сказал так:

— Не верится мне, что ты ни одного человека не тронешь.

Взмахнул мечом, и головы со змея полетели, как маковки.

Взял Еруслан Лазаревич эти головы, воткнул на копье и поехал в столичный город царя Вахрамея.

С большим торжеством Еруслана Лазаревича встретили и кричали со всех сторон «ура».

А царю Вахрамею сообщили, что какой-то богатырь убил змея и все три головы везет на копье.

Вышел царь Вахрамей навстречу Еруслану Лазаревичу, повел в самую прекрасную комнату, где были столы накрыты со всеми яствами и прекрасными напитками.

Посадили Еруслана Лазаревича и стали угощать и старались угостить на славу.

Угощали Еруслана Лазаревича, а он все поглядывал на Настасью Вахрамеевну.

Когда настал добрый час, то царь Вахрамей стал говорить таковы слова:

— Что тебе нужно, чудный богатырь, за то, что ты избавил нас от неминучей гибели, побил у нас змея? Сказывай, не стесняйся, все, что тебе нужно, будет исполнено!

Посмотрел Еруслан Лазаревич на Настасью Вахрамеевну и осмелился вымолвить таковы слова:

— Я слышал, что будто бы вы предлагали тому, кто погубит змея, полцарства. Не откажите мне в руке, вашей дочери!

Посмотрел царь Вахрамей на свою дочь и понял, что она согласна на такое предложение. Назначен был день венчального обряда, а на другой день в двенадцать часов дня обвенчались Еруслан Лазаревич с Настасьей Вахрамеевной. Задали тут пир, как говорится, на весь мир. Ни один человек в этом городе не остался неугощенным или обиженным. Всех угостили на славу.

Зажил Еруслан Лазаревич хорошо со своей молодой супругой Настасьей Вахрамеевной. И, проживши год, соскучился по отцу-матери. Захотелось ему съездить, полюбоваться, как живут они. Стал Еруслан Лазаревич звать с собой Настасью Вахрамеевну.

Но ответила она так:

— И рада бы я не расставаться с тобой, Еруслан Лазаревич, да видишь, каково времечко мне приходит.

Тогда Еруслан Лазаревич достал драгоценный перстень, который ему дал змей, и сказал так:

— Вот, милая моя жена, родится у тебя дочка — оставь ей перстень до самого венца. А родится сын — перстень этот можешь ему тут же подарить.

Простился со своей женой, оседлал коня и поехал.

Посмотрела Настасья Вахрамеевна ему вслед, поклонился он ей в последний раз и скрылся из глаз.

Ехал Еруслан Лазаревич долгое время и наконец выехал на обширную поляну. А посреди этой обширной поляны был великолепный дворец, а вокруг дворца великолепный парк. Время было позднее, и когда Еруслан Лазаревич посмотрел на дворец, то увидел красавицу по прозванию Пулихурию. И слышит он, эта девица поет чудным голосом какую-то песню.

Поворачивает своего коня Еруслан Лазаревич, подъезжает к дворцу. Как только подъехал, привязал к почетному столбу коня и был встречен Пулихурией, которая повела приезжего в свой великолепный дворец, посадила за стол и стала угощать самыми дорогими кушаньями. И сумела эта Пулихурия так Еруслана Лазаревича обольстить, что он прожил у нее год, а ему показался год за один день. На другой год стал он собираться, а ему кажется — на другой день. Пулихурия сумела его опять обольстить и говорит:

— Что же вы не останетесь еще на одни суточки? Успеете побыть у отца-матери — времени хватит.

Еруслан Лазаревич согласился еще погостить одни суточки, а когда прожил другие сутки, сам не заметил, что уже прошло два года. Решился он ехать на третий день, но Пулихурия так нарядилась и так стала ласково к нему относиться, что Еруслан Лазаревич согласился у нее третий день пожить. А сам того не знает, что живет у нее уже третий год.

Вот так-то Еруслан Лазаревич жил день за днем у прекрасной Пулихурии. И вот ему мнится — живет он у нее девять дней, а на самом деле живет он девять годов. Решился он жить десятый день. И тут-то на заповедных лугах Пулихурии оказался вдруг молодой красивый богатырь.

Как увидела Пулихурия, что какой-то богатырь ездит взад-вперед по ее заповедным лугам, посылает она своих телохранителей проучить юношу. Выехал ее богатырь-телохранитель, но только лишь подъехал к юноше, как очутился на земле мертвым. Напугалась Пулихурия, выслала другого богатыря. И второго богатыря постигла та же участь. Тогда Пулихурия выслала третьего богатыря. И третий тоже пал от руки юноши. Не было больше у Пулихурии телохранителей-богатырей. Пришла она к Еруслану Лазаревичу и стала его просить, чтобы он поехал проучить этого юношу.

Оседлал Еруслан Лазаревич своего коня, взял копье и поехал на поляну.

Как только повстречался он с молодым юношей — хотел ударить его, как в тот же миг сам получил такой сильный удар в грудь, что покачнулся в седле. Но юноша также не удержался и вылетел из седла, как овсяной сноп. Конь же Еруслана Лазаревича наступил юноше на доспешное ожерелье и прижал его к земле.

Оборачивает Еруслан Лазаревич свое копье тупым концом, приставляет к груди юноши и вдруг видит чудо чудное, диво дивное: на руке юноши осиял перстень.

Отнял Еруслан Лазаревич копье от груди юноши и спрашивает его:

— Скажи-ка ты, юноша, как тебя звать?

— Зовут меня Ерусланом Еруслановичем.

— А из какого царства ты?

— Из царства Вахрамеева.

Соскакивает Еруслан Лазаревич с коня, обнимает юношу-богатыря и говорит:

— Это ты, мой милый сын? Чуть я не сделался твоим убийцей!

Расцеловался Еруслан Лазаревич с сыном и только тогда понял, что прожил он у Пулихурии не девять дней, а девять годов. Не захотел он с такой обольстительницей даже проститься, а поехал с Ерусланом Еруслановичем к своей молодой жене.

Приехал он домой и видит: жена его Настасья Вахрамеевна похудела и волосы у нее побелели. Покаялся он ей в своей провинке. И с тех пор Еруслан Лазаревич дал себе слово — никуда не ездить от жены своей Анастасии Вахрамеевны, не сушить ее.

И вот садится Еруслан Лазаревич за стол, берет перо, бумагу и начинает писать три письма.

Первое письмо написал отцу-матери, второе письмо — Ивану — русскому богатырю, своему названому старшему брату, третье — богатырю Рослане, который подарил ему драгоценный меч-кладенец. И стал наряжать своего сына в путь-дорогу и говорить ему так:

— Отвези вот это письмо моему отцу Лазарю Лазаревичу, а твоему дедушке, и передай лично. А когда погостишь у них, то завези другое письмо моему названому брату Ивану — русскому богатырю. А третье письмо завези ты в Брагильское царство и передай его Рослане-бога-тырю.

Оседлал Еруслан Ерусланович своего коня, простился с отцом-матерью и отправился в путь-дорогу.

Ехал он, ехал, и наконец стал виден город, где жил Лазарь Лазаревич. Подъехал Еруслан ко двору Лазаря Лазаревича и попросил, чтоб его пропустили. Хоть он и молод был, все же его пропустили.

Подал Еруслан Ерусланович письмо Лазарю Лазаревичу, а Лазарь Лазаревич видит перед собой такого внучка, что не хуже отца — Еруслана Лазаревича. Начал угощать его не вином хлебным, а все напитками сладкими.

Прогостил Еруслан Ерусланович у своего дедушки и поехал к Ивану — русскому богатырю.

Подал он Ивану — русскому богатырю письмо, и когда Иван-богатырь прочитал его, тут же, в свою очередь, написал письмо и велел передать Еруслану Лазаревичу.

Поехал дальше Еруслан Ерусланович и заехал к Рослане-богатырю. Прогостил у него, а когда стал собираться домой, то Росланя-богатырь попросил, чтобы он передал его письмо Еруслану Лазаревичу.

Привез Еруслан Ерусланович своему отцу все три письма. Сели его родители за стол и стали читать письма.

Сперва от Лазаря Лазаревича. И в письме этом было написано так:

«Здравия желаем тебе многие лета, наш милый сын. Очень рады мы, что имеем такого богатыря-внучка и что перед самым концом свиделись с ним».

Взяли второе письмо. И в нем было написано так:

«Многие лета тебе здравствовать, Еруслан Лазаревич. Брат твой, Иван — русский богатырь, шлет тебе свой привет и желает всего хорошего. А про сынка вашего скажу так: очень рад, что ты имеешь такого сына».

Когда посмотрели третье письмо, было в нем написано так:

«Многие лета вам здравствовать, Еруслан Лазаревич! Я, богатырь Росланя, шлю вам свой низкий привет. Желаю вам всего наилучшего на сем свете. Ваш богатырь Росланя».

На этом богатырские подвиги Еруслана Лазаревича закончились. И никогда больше не отлучался он от своей Настасьи Вахрамеевны и жил с ней в любви и согласии до самой смерти.

СТРАНИЦЫ:  123456