Остановился Цугуля. Подошел к нему медведь, повозился Цугуля, вытащил колючку из медвежьей лапы и перевязал ему рану.

Зарычал медведь и пошел в лес, откуда явился.

На следующий день отправились они спозаранку в путь и ехали до вечера. А на закате добрались до владений того царя, что послал Цугулю. Отдал ему Цугуля царевну.

Царь, как увидел Цугулю, до смерти испугался. Он думал, что богатырь погиб.

Принял он девицу с почестями и отвел ей горницу, где жила его мать. Цугуле тоже отвели палату в царских хоромах. Потом рассказал Цугуля царю все, что вынес он, чтобы добыть девушку.

Ночью царь созвал совет и говорит своим боярам:

— Как посоветуете, бояре, что делать нам с этим Цугулей? Спас он нас от проклятой Змеи-колдуньи и ее родичей. А ну как придет ему охота царствовать! Что мы тогда будем делать? Много крови прольется, а в конце концов, думается мне, он все равно нас победит.

— Не бойся, царь,— говорит самый завистливый боярин.— Прикажи лишь кому-нибудь отравить его либо еще как-нибудь извести.

— Что ты говоришь! — возразил другой советник.— Ты хочешь отравой расплатиться с тем, кто сослужил нам такую службу и спас от страшной беды.

— Правильно ты сказал,— говорит третий советник.— Я так считаю: надо воздать Цугуле царские почести, возвести его на высшую должность в царстве и дать ему самый почетный боярский титул.

Один говорит одно, другой — другое, но никак не могут они прийти к согласию из-за завистливого боярина. Прервал их царь и говорит:

— По-моему, справедливо будет отдать Цугуле в жены царевну, которую добыл он и привез сюда, хоть и мне она пришлась по душе. Потом одарю я Цугулю по-царски за все услуги, какие оказал он мне и моим подданным, и пусть едет он в свои родные края. Так избавим мы несчастных бедняков от кровопролития; не верю я, чтобы такой богатырь захотел отнять у меня престол, доставшийся мне от отцов и дедов.

Только надо спросить девицу, согласна ли она взять его в мужья.

— Мудро ты молвил, государь,— ответили почти все советники. — И да будет угодно Господу твое царское решение.

Наутро позвал царь Цугулю и царевну и сказал им, что порешил его совет. Обрадовалась царевна:

— Да пошлет тебе Господь долгую жизнь, государь, и да будешь ты править в спокойствии и мире. По моему разумению, решил ты справедливо. Я и сама хотела сказать тебе об этом, если бы ты сам не додумался. Счастлив народ того царства, где владыка столь справедлив и мудр!

— Благодарю и я тебя, государь, за честное решение,— сказал Цугуля. — И за то, что дал ты мне счастье, рука моя будет покорна тебе. Если постигнет твой народ беда какая, вспомни, что есть на свете Цугуля, который готов пролить кровь свою за тебя и за твою страну.

Принял Цугуля царские дары и через несколько дней вместе с невестой покинул это царство, чтобы повидать родителей. К ним они и отправились.

Проводил Цугулю царь с большими почестями до границы. Пожелали они друг другу счастья и на том расстались.

Не ехали, а летели Цугуля с невестой, радуясь, что исполнил Господь их желание.

В полдень добрались они до места, где встретились с братьями.

Как увидели братья Цугулю с невестой, краше цветка да белее молока, света не взвидели от зависти. Еще до наступления ночи украдкой отошли они в сторону и начали совет держать, как бы от него избавиться.

— Теперь нас вся деревня на смех поднимет,— говорит средний брат.

— Убьем Цугулю,— говорит старший.— Ты возьмешь его коня, а я невесту.

Сказано — сделано.

Ночью поднялись они, зарезали Цугулю дрожащими руками, взяли коня и девицу и — бежать. Всю ночь бежали и, когда забрезжил рассвет, оказались близ родной деревни.

Девушка плакала горючими слезами, и никак не могли они ее утешить.

— Слышишь ты,— говорят ей братья,— убьем и тебя, коль скажешь, что мы зарезали Цугулю.

Пришли они к родителям.

Как услышали старики от братьев, что пал Цугуля в битве со змеями, стали так убиваться, что и камень и дерево разжалобились бы. Не осушая глаз, плакали и причитали они и никак не могли успокоиться.

Девица, бедная, тоже плакала потихоньку, но не смела вымолвить ни словечка.

А в Цугуле осталась еще малая искорка жизни, не убили его братья до смерти. Когда ударили они его саблей, дрогнула у них рука и не отсек удар ему голову. Пришел он в чувство, а встать не может. Начал он стонать от боли и гнева, особенно когда увидел, что нет с ним ни девицы, ни коня.

Думал он о судьбе своей и о бедной девушке, ей ведь невесть что придется перенести от его братьев, и тут вспомнил про орла с медведем.

Не прошло много времени, как появился над головой его орел.

Стал Цугуля ему рассказывать, что с ним случилось, как вдруг послышался из лесу медвежий рык: уррр!

Это шел медведь из темной дубравы; трещал валежник, где он ступал, ломались ветки, где он продирался.

Орел чуть было не улетел со страха, но как увидел, что медведь идет на помощь Цугуле, вернулся обратно.

Еле-еле смог Цугуля рассказать медведю, что с ним стряслось. Потом слабым голосом попросил воды. Орел слетал к ручью и принес в зобу воды, а медведю велел ощупать Цугулины раны и вправить вывороченные косточки.

Принес орел воды. Цугуля напился. Потом медведь говорит орлу:

— Как нам помочь нашему благодетелю, не дать ему умереть?

— Найди два ковшика,— отвечает орел,— да привяжи мне к ногам. Полечу я быстрее мысли к Иорданским водам: есть там два источника с мертвой и живой водой. Принесу я исцеление для Цугули, ведь и он нам добро сделал.

Нашел медведь ковшики, привязал их к орлиным лапам; полетел орел, как ветер, к Иорданским водам и вернулся оттуда быстрее мысли.

А медведь не отходил от изголовья Цугули.

Как прилетел орел, окропил медведь мертвой водой все раны — и срослось тело. Потом брызнул два-три раза живой водой — раны зажили, и вскочил Цугуля целый и невредимый, каким был матерью на свет рожден.

Увидев, что он жив и здоров, как прежде, поблагодарил Цугуля медведя и орла и сказал им:

— Вижу я, что вы любите меня больше, чем мои братья. Теперь у меня никого на свете нет. Буду жить с вами как с родными братьями.

— Спасибо тебе,— отвечает орел. — Только как же ты сможешь жить без любимой своей невесты и без коня-скакуна?

— Да ведь невозможно это,— говорит Цугуля. — Ведь...

— Слушай меня,— говорит медведь. — Надо, чтоб стало возможно. Орел полетит вперед — поразведает, что делают твои братья. Я же пойду с тобой. А как настанет удобный случай — иди забирай свою жену, и, коль придется, рассчитаемся с братьями.

— Добрый вы мне совет даете,— согласился Цугуля.

Полетел орел, поразведал, вернулся и говорит, чтоб Цугуля поторапливался, потому что девушку принуждают выйти замуж за одного из братьев,— думают, что Цугуля убит.

Как услышал это Цугуля, отправился в путь со своими товарищами и через несколько дней добрался до дома. Дождались они вечера и в сумерках пробрались во двор.

Вошел медведь во двор да как зарычит! Братья испугались, выскочили на улицу и побежали за медведем, а он спрятался за угол и вернулся к Цугуле. Орел же кинулся в стойло, где был конь Цугули, развязал клювом недоуздок и вывел коня к хозяину.

Орел и медведь распростились с Цугулей и пошли восвояси, а уходя, напоследок предупредили его, чтоб он не попал еще в какую-либо западню.

Простившись с ними, вошел Цугуля в отцовский дом. Родители его сначала не признали. Но девушка со слезами на глазах поведала им всю правду, как убили Цугулю.

Братья Цугули подняли на ноги всех соседей, говоря, что в деревню забрел медведь. А как вернулись в дом да увидели Цугулю, так и оцепенели, словно их громом поразило.

Конь Цугули вздыбился и убил их обоих копытами, а потом подбежал к своему настоящему хозяину и стал лизать ему руки.

Услышали соседи рассказ про черное дело братьев и сказали, что гнев Божий пал на них, раз погибли они от конского копыта.

Только успел поведать Цугуля родителям, что пришлось ему испытать в скитаниях, как послышался во дворе шум.

Вышли они посмотреть, в чем дело. И как думаете, кого увидели? Целое войско! Командир слез с коня, подошел к Цугуле и подал ему царские грамоты.

Умер стрирский царь, отец Цугулиной невесты, а грамота была его последней волей. Когда заболел он и пришел его смертный час, спросили его бояре и народ, кому завещает он царский престол, так как других детей, кроме царевны, у него не было.

Ответил им царь, что не знает он никого лучше Цугули. Такое и составили завещание, и подписано оно было и царем, и всем миром.

На следующий день отправился Цугуля с невестой и родителями в свое царство. А как добрался туда, то узнал, что выбрали его царем и в той стране, какую избавил он от Змеи-колдуньи и ее гаденышей. Оказывается, и тамошний царь умер, а наследников не оставил.

Соединил Цугуля оба царства, повенчался с любимой девушкой и устроил такую свадьбу, о какой прошла молва по всему свету, и рассказывают о ней и поныне потомки их потомков.

И правили они, пока Господь не призвал их к себе.

А я полено оседлал
И лишь к добру вас призывал.
Потом я сел на петуха,
Что рассказал я,— чепуха!

СТРАНИЦЫ:  123