— Мне не надо твоей головы и не надо города Киева. Отдай за меня твою племянницу Забаву Путяишну.

Обрадовался князь и на радостях не пошел больше спрашивать Забаву и велел готовить свадебный пир.

Вот пируют они день, другой и третий. Веселятся гости, жених с невестой не веселы. Жених ниже плеч голову повесил. Спрашивает его Владимир:

— Что же ты, Василюшка, не весел! Или не нравится тебе наш богатый пир?

— Что-то, князь, мне тоскливо, нерадостно, может быть, дома у меня что случилося, беда ждет меня впереди. Прикажи позвать гусляров. Пусть повеселят меня, пропоют про старые годы, либо про нынешние.

Позвали гусляров. Они поют, струнами звенят, а послу все не нравится.

— Это, князь, не гусляры и не песельники. Говорил мне батюшка, что есть у тебя гость черниговский Ставр Родионович. Вот тот умеет играть и песни петь, а эти словно волки в поле воют. Вот бы мне Ставра послушать.

Что тут делать князю Владимиру? Выпустить его,— значит, больше его не видать, а не выпустить Ставра — разгневить жениха-посла.

Не посмел Владимир разгневить жениха-посла, да и дани у него не собраны, и велел привезти Ставра. Привели его, а он еле-еле на ногах стоит, а не то ему песни петь. Он голодом заморен и ослабел. Жених говорит Владимиру:

— Его надо угостить, накормить и напоить. Так и сделали.

Когда угостился Ставр, вылезает жених-посол из-за стола, берет Ставра под руки и посадил рядом с собой и просил сыграть что-нибудь веселое и спеть. Наладил Ставр гусли, стал играть и подпевать песни черниговские. Все гости застольные его заслушались, а посол сидит, не сводит глаз со Ставра. Кончил Ставр играть и петь.

Говорит посол князю Владимиру:

— Слушай, князь Владимир Киевский, ты отдай мне Ставра, а я тебе дань прощу за двенадцать лет и вернусь к Золотой Орде.

Неохота была князю Владимиру Ставра отдавать, да делать нечего. Просит жених-посол. Да у Владимира и дань-то не собрана. Как ему отказать?

— Бери, зять, молодой посол, Ставра. Куда его повезешь, в Золотую Орду?

Тут жених конца пира не дождался. Попросился у невесты и переговорил с князем Владимиром отвести в шатер Ставра:

— Вы пируйте, я сейчас вернусь,— говорит посол-жених.

Тут жених вскочил на коня, посадил сзади Ставра и поскакал в поле к своему шатру. Посол Ставра спрашивает:

— Аль не узнал меня, Ставр Родионович, мы с тобою вместе грамоте учились.

— Не видел я тебя никогда, татарский посол.

Зашел посол в шатер, а Ставра оставил у порога. Быстрой рукой сбросила Василиса татарское платье мужское и надела женскую одежду, приукрасилась и вышла из шатра.

— Здравствуй, Ставр Родионович! Молодой женой расхвастался: и умна, и смела, и собой хороша. Она всех вокруг пальца обвела. А теперь тоже не узнаешь?

— Здравствуй, моя любимая жена, молодая умница, Василиса Микулишна! Спасибо, что ты меня из неволи спасла. Только где твои косы русые?

— Косами я тебя, мой любимый муж, из подвала, ямы вытащила.

Поклонился ей муж Ставр и говорит:

— Сядем на быстрых коней и поедем к Чернигову.

— Не честь нам, Ставр, тайком убежать. Поедем к князю Владимиру пир кончать.

Вот они оделись, принарядились, воротились в Киев. Вошли к князю в горницу, удивился князь Владимир, как вошел Ставр с молодой женой Василисой Микулишной, и князя спрашивает:

— А, Красное Солнышко, Владимир-князь,— я грозный посол, Ставрова жена, воротилась свадебку доигрывать. Отдашь ли замуж за меня племянницу?

Вскочила Забава-княжна:

— Говорила я тебе, дядюшка, чуть было смеху не наделал по всей Руси, чуть не отдал девицу за женщину.

Со стыда князь и голову повесил, а богатыри да бояре со смеху давятся. Все гости смеются, восхваляют женщину Василису Микулишну. Встряхнул князь Владимир кудрями и сам смеется, встал:

— Вот так женщина! Ну уж и верен ты, Ставр Родионович, молодой женой расхвастался. Она хороша, и всех нас вокруг пальца обвела, и меня, князя, с ума свела. Не в обиду будь тебе сказано, за твою жену и за обиду напрасную, которую я тебе сделал, одарю всех подарками драгоценными.

Вот и стал отъезжать домой в Чернигов Ставр Родионович с прекрасною Василисой Микулишной. Получили они подарки, князь и княгиня выходили их провожать, и богатыри, и гости, и слуги княжеские. Вот из Киева они выехали в Чернигов, приехали, стали жить, в любви и согласии поживать, деток и добра наживать! Про Василису Микулишну, умную, смелую и прекрасную, и песни поют, и сказки детям сказывают!

СТРАНИЦЫ:  12