...В конце зимы пришел окаянный и безбожный и треклятый Кончак со множеством половцев на Русь, захотел за хана Кобяка, за победу Святославову отомстить, русские города пожечь огнем. Был у него такой человек, басурманин, живым огнем умел стрелять из великого самострела, который пятьдесят человек едва могли натянуть.

Стал Кончак на реке Хороле, с Ярославом Черниговским переговоры повел. «Мы-де с вами, с Олеговыми внуками, с испокон века добрые друзья. Ты нас не тронь, и мы тебя не тронем. Не посылай помощи киевским».

А Святослав услыхал от встречных купцов, где половцы стоят, не стал дожидаться, двинулся навстречу Кончаку.

Взошел на высокий холм, он увидел половецкое войско.

Ударили русские полки на половцев, разбили их, и многих полонили, и того Басурманина, живым огнем стрелявшего, со всем его снарядом и с самострелом великим в плен взяли, и богатую добычу захватили. А Кончак, серый волк, ускакал, хвост поджавши, и не сумели его поймати.


Той же весной Настасья Ядреиха народила младенца мужеска пола.

Имя ему нарекли Димитрий, и Вахрушку в крестные отцы позвали.

А кузнец, прослышав про то, сам пришел к зятю, в ноги поклонился, стал упрашивать в его дом переехать, чтобы был ему внучек на старости лет утешением, чтобы мог он на милое Митенькино личико любоваться, поняньчить его, на руках подержать. А в его, Кузнецове, доме тепло да просторно, а в Ядрейкиной избе тесно да сыро, и младенцу то вредно.

Ядрейка кузнеца благодарил за честь и по его желанию исполнил.


...Той же весной в апреле месяце Святослав, великий князь Киевский, не удовольствовавшись своей победой на Хороле, задумал собрать великое войско и половцев вконец истребить: не разоряли бы они Русскую землю, городов и селении каждого дно не жгли, поля не топтали, людей в рабство не уводили.

Послал Святослав мужей своих к Игорю Святославичу звать его с собою в поход. Игорь созвал свою верную дружину, советуется с ней, а они ему говорят:

— Не птицы мы, летать не можем. Пришли мужи от Святослава в четверг, а сам он в воскресенье из Киева выступит. Как же нам поспеть?

Игорь засомневался, как бы не случилось, что Святослав, разбив половцев, всеми полками на Новгород пойдет, Игоря выгонит, своего сына на Северское княжение посадит. А и с дружиной не поспоришь. Князь вез дружины — голова без тулова.

Игорь говорит примирительно:

— Поперек поля поедем, возле Сулы-рекн. Можно поспеть. Нельзя нам отречься на поганых ехать. Всем нам они общий враг

Дружина говорит:

— Гололедица, кони ноги поломают.

Не поехал Игорь к Святославу. А Святослав без него пошел и апреля в двадцать первый день захватил половецкое становище, много пленных и богатую добычу взял, и конские табуны...


Сидит брат Никодим в монастыре, в тесной келейке, все ночи напролет, гусиное перо в бурые чернила макает, на пергаментных листах летопись свою пишет. Лампадка сшшм светом мерцает. За оконцем в лунном свете голубеет снег. Тихо кругом.

Не знает Никодим, какое его ждет страшное бедствие.

Глава четвертая
СБОРЫ

Сборы

Апреля в двадцать первый день Святослав разбил половецкое войско, а уже назавтра все про то в Новгороде услышали. Уж не на птичьих ли крыльях, широко распростертых, прилетела так быстро радостная весть, людские лица осветила? Ликуют люди, на улицу вышли, обнимаются — разбил великий князь половецкие полки, отвел беду от Русской земли.

А не все-то радуются, иных зависть берет.

Как узнал эти вести Игорь Святославич, горько пожалел, зачем не послушал великокняжьего зова, не пошел с ним, в победе, в дележе конских табунов не участвовал.

У дружинников Игоревых глаза разгорелись, громко кличут:

— Пойдем, добудем себе чести, а князю славы!

Исполнился Игорь ратного духа, поострил свое сердце мужеством, молодой жене такие слова молвил:

— Поведу мои храбрые полки половцев бить!

Ярославна отвечает:

Войско

— Не поздно ли? Они же разбитые.

Игорь говорит:

— Я их добью!

А она:

— Не рано ли? Святослав Киевский опять войско соберет, ты бы тогда вместе с ним пошел.

Игорь говорит:

— То рано, то поздно, не поймешь тебя. А я так порешил: завтра в поход идти.

В тот же день послал он вестников звать с собой брата Всеволода из Трубчевска и Святослава Ольговича, племянника своего, из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля. У брата двоюродного, у Ярослава Черниговского, испросил помощь — прислал бы к нему воеводу своего Ольстина с ковуями, оседлыми половцами черниговскими. Послал Игорь по ближним селам сзывать своих бояр, там проживавших, в тот же день бы им в Новгород прибыть. Кто к вечеру сборы не покончит, ночью пусть едет — городские ворота всю ночь будут отперты.

СТРАНИЦЫ: