Румынская народная сказка:
“Лекарь Тодераш”

Жил-был бедняк, имел он троих сыновей: старших не припомню, как звать, меньшого же величали Тоадер, а по младости — Тодерикэ или Тодераш. Стали сыновья большими и сделались охотниками; постреляли день, постреляли другой — полюбилось им это дело, да так, что уж и дома не могут усидеть, все по лесам бродят с ружьецами в руках. Застала их однажды в лесу ночь. Отошли они от дороги, облюбовали большое дерево, развели костер и уселись ужинать. А поев, совет держали и порешили, что ложиться лучше двум спать, а третьему выйти к дороге да стоять дозором, иначе, глядишь, беда может приключиться: заберет кто-нибудь ружья, а то и жизни лишит. Сказано — сделано: младшие улеглись спать, а старший зарядил ружьецо да и отправился к дороге в дозор. Стоит он так до самой полночи, ничего не замечает. А в полночь слышит: кто-то едет; луна вовсю светит — вот он и увидел телегу, запряженную четверкой вороных.

— Стой, кто едет? — кричит парень.

Но никто не откликнулся. Спросил он во второй раз, и опять никто не ответил. Парень крикнул в третий раз:

— Стой, а то курок спущу! В ответ раздалось:

— Не стреляй, как с тобой поравняемся, так и остановимся.

Не спустил парень курка. Вскоре телега остановилась, подошел какой-то человек, протянул ему рог и говорит:

— Вот тебе рог. Попадешь в беду — подуй в него, и тотчас появится несметное войско, да такое, что аж земля от него задрожит. А если дунешь в другой конец рога, войско исчезнет.

Отдал ему человек этот рог да и уехал на своей телеге. А парень, едва остался один, дунул в рог, чтобы проверить его силу. И тотчас выстроилось кругом него несметное войско. Подул он в другой конец рога, и войска сразу не стало.

Когда рассвело, вернулся он к братьям и разбудил их.

— С добрым утром, братцы родные. Хорошо ли почивали?

— Хорошо, братец. А ты вздремнул или видел чего?

— Дремать я и не думал. Не для того же вызвался человек в дозоре стоять, чтобы спать. А видеть я ничего не видел.

Развели братья костер, поджарили зайчатину, позавтракали и пустились по лесу, авось выберутся к жилью, а то и соль как раз кончилась, и пороху мало осталось. Бродили они день-деньской по лесу, так до конца его и не добрались. А к вечеру — глядь! — очутились в том же месте, откуда утром отправились. Что тут будешь делать? Снова остались ночевать в лесу.

Изготовили на костре ужин, поели и решили опять послать одного из братьев в дозор. Настала очередь среднего. Взял он с собой ружье заряженное да раскурил трубку — сон отгонять. До самой полночи и средний брат ничего не видел, хотя луна так ярко светила, что можно было все деньги пересчитать — были бы только.

В полночь услыхал средний брат шум и вскоре увидел телегу, запряженную четверкой вороных.

— Стой, кто едет?

Никто и словом в ответ не обмолвился. Он еще раз крикнул:

— Стой!

Но опять никто не откликнулся. Крикнул он в третий раз:

— Стой, не то курок спущу!

— Не стреляй, — отозвался человек, сидевший в телеге — Как поравняемся, так и остановимся.

И верно: вскоре телега, поравнявшись с ним, остановилась.

— Вот тебе этот кошель, — сказал человек.— Сколько денег ни вынимай из него, все равно не убудет.

Телега покатила дальше, а парень попробовал: в самом ли деле так чудесен кошель? Вынул он из него горсть золотых, а кошель все такой же полный.

Обрадовался парень, а когда рассвело, воротился к братьям и разбудил их: пускай еду готовят, после бессонной ночи он проголодался.

— Что же ты видел? — спросили его братья.

— Ничего не видел. Притомился я, всю ночь не спал и есть захотел. Давайте соберем завтрак да побродим по дремучему лесу, авось где найдем из него выход.

Сказано — сделано. Развели они костер, поджарили мяса на угольях, наелись досыта и пошли бродить по лесу, авось выйдут на простор. Только чем дольше они ходили, тем глубже в лес забредали. А к вечеру — глядь! — очутились в том же самом месте, откуда утром отправлялись.

Опять братья развели костер и поужинали. Затем двое старших улеглись спать, а Тодерикэ в свой черед ушел в дозор. Стоит он у дороги, попыхивая трубкой, до самой полночи. В полночь почудился ему конский топот да стук телеги. Вслушался Тодерикэ, всмотрелся, ружье наготове держит, глядь — едет телега, запряженная четверкой вороных.

Завидел Тодераш телегу и крикнул:

— Стой, кто едет?

Ответа никакого. Крикнул он еще раз, опять никто не отвечает. Видит Тодерикэ, что телега приближается, положил палец на курок и крикнул:

— Ни с места, не то курок спущу! Из телеги откликнулись:

— Не стреляй. Как поравняемся, так и остановимся.

Подождал Тодерикэ. Телега поравнялась с ним и остановилась. И увидел он в ней двух людей. Один из них протянул ему шляпу да и говорит:

— За то, что не стрелял в нас, вот тебе шляпа; едва наденешь ее на голову — окажешься там, где задумал, и никто тебя не увидит. Если задумаешь с царем посидеть за трапезой, сразу там и будешь. Покушаешь, выпьешь с царем и его гостями, а о тебе никто и ведать не ведает.

Укатили двое сидевших на телеге, а Тодерикэ не нарадуется подарочку. Надел на голову шляпу и молвил: «Быть мне у царя за трапезой!» Тотчас оказался он в царских хоромах. А там шел пир горой: сваты, видишь ли, приехали сватать цареву дочь. Уселся Тодерикэ за стол, поел, попил, послушал, что толкуют люди: он всех видел, а его никто.

Заметил парень, что царевна очень хороша, и услышал, что она пойдет замуж за того, кто ее в карты обыграет. Ничего парень никому не сказал, а наевшись, молвил: «Быть мне у братьев в лесу». И тотчас там и очутился. Было уже совсем светло, а братья все еще спали — летом ночи коротки. Разбудил их Тодерикэ, а они спрашивают:

— Видел ли чего ночью, братец? А он отвечает:

— Ничего я, слава Богу, не видел!

Поплутали братья еще по лесу долго ли, коротко ли, набрели на тропку, и вывела она их на дорогу. Шли они по ней, шли, покуда не пришли в деревню. Там оба старших брата поженились, обзавелись хозяйством. А Тодерикэ все еще в холостяках ходит.

Никто из братьев не знал, что получили остальные двое от людей, что ехали в телеге, а теперь каждый решил похвалиться своим подарочком. Подивились они немало.

— Слушай, — сказал Тодерикэ среднему брату, — ты женат, а я нет. Слышал я, как дочь царя говорила, что пойдет замуж за того, кто ее в карты обыграет. Отдай мне кошель, а я тебе шляпу. Всех денег из твоего кошеля она-то не сможет никак выиграть, а коль выиграю я — сделаюсь царем, вас же обоих генералами поставлю.

Согласился средний брат, отдал свой кошель Тодерикэ, а в обмен получил шляпчонку.

Поспешил Тодерикэ прямо в стольный город, купил себе наряд, какой положен царевичам, и отправился сватать царскую дочь.

Выслушала царевна Тодераша и отвечает:

— Вижу, ты достойный человек, и люб ты мне, да только порешила я пойти за того, кто меня в карты обыграет.

— И то дело, — согласился Тодераш.

Стали они играть в карты. Три дня и три ночи без отдыха играли. И выиграла царевна три бочки золотых монет, а из кошелька Тодерикэ все не убывало. Притомились оба, сил не стало дальше играть. А царская дочь никак не надивится волшебному кошельку Тодерикэ, из которого он все доставал и доставал деньги, сколько бы их ни проигрывал.

И говорит парню царская дочь:

— Знаешь что, Тодерикэ? Бросим-ка играть. Люб ты мне, иду я за тебя замуж. Теперь я твоя невеста.

Бросили они играть, уселись за стол, пили и ели. Притомился Тодерикэ. Отведал он дорогих заморских вин, сразу осоловел, лег спать и заснул мертвым сном.

Взяла царевна его кошель и подменила другим. А когда Тодерикэ проснулся, говорит ему:

— Давай поиграем еще в карты, авось счастливее прежнего будешь.

Стали они играть, и Тодерикэ сразу проигрался: ведь не было у него волшебного кошеля, выгнала его царевна из дворца взашей.

Воротился Тодерикэ домой, рассказал старшему брату все, как было, и попросил одолжить рог, чтобы побить царя и все его войско и вернуть свой кошель.

Дал ему старший брат рог, Тодерикэ спрятал его в карман и отправился в путь. Пришел к царскому дворцу, дунул в рог, и тотчас появилось несметное воинство и начало биться с царем и его полками. Испугался царь и говорит Тодерикэ:

— Знаешь что? Давай-ка помиримся: увели свою рать и получай мою дочь.

Поверил бедняга Тодераш цареву слову. Подул в другой конец рога, и рать его тотчас исчезла. Царь с царицей, а главное сама царевна, пригласили Тодераша во дворец, угостили его на славу и обещали тотчас же послать за попом, чтобы обвенчать Тодераша с царевной.

Поверил Тодераш цареву слову и в ожидании прихода попа давай есть-пить в свое удовольствие.

Выпил он, пожалуй, больше, чем полагается женихам, а потом лег и уснул, как мертвый. Царь с царевной тотчас подменили рог. Потом разбудили Тодераша и говорят:

— Не тебе быть мужем царской дочери, иди на все четыре стороны.

СТРАНИЦЫ:  12